06
10
2020

В поисках предвыборной гречки

“В период избирательного процесса благотворительная помощь не может предоставляться от имени партии или быть связанной с ее деятельностью, в противном случае она будет расцениваться как подкуп избирателей”, – такое заявление сделали в НАПК за несколько недель до официального старта местных выборов в Украине.

Но с началом кампании зафиксировано уже 14 попыток подкупа избирателей.

Например, Геннадий Труханов, действующий мэр Одессы, раздает местным жителям наборы с масками, антисептиками и медпрепаратами от простуды и гриппа.

Сразу скажу: сам я никуда не баллотируюсь, и никто из моих бизнес-партнеров и друзей не хочет идти в политику. Но поскольку я являюсь учредителем международного благотворительного фонда “Manus Dei”, решил разобраться, кому и чем на самом деле это чревато.

И мне сразу пришел в голову случай, который произошел лет 8 назад в маленьком городке Киевской области. Как раз накануне выборов там в одной многодетной и малообеспеченной семьи полностью сгорел дом.

Семья обратилась в приемную кандидата в народные депутаты, который занимался этим округом, и через несколько дней щедрый кандидат приобрел своим потенциальным избирателям новый дом. Жители города еще долго вспоминали о невиданной благотворительность кандидата, пробуя консервы из его продуктовых наборов.

А он еще, кстати, всем пенсионерам в городе аптечки с “Корвалол” и “Анальгин” раздал и всех школьников в столичный цирк свозил.

Выборы тот кандидат, конечно же, выиграл. И хотя в СМИ каждый день всплывали коррупционные скандалы, связанные с именем уже народного депутата, зато в округе его полюбили и помнят до сих пор.

“Все они одинаковые, кандидаты-политики, поэтому все равно за кого голосовать, ведь ничего из-за этого в стране не изменится, так почему же не отдать свой голос за того, кто помогает в этот момент пусть даже на следующий день после выборов вся его благотворительность прекратится. Нужно брать сейчас, пока дают “, – такой логикой руководствуется большинство избирателей нашей страны.

Обвинять их в этом, конечно, нельзя, так сложилось, что наша страна не совсем экономически свободная. А одна треть страны вообще живет за чертой бедности. Конечно, эти люди будут готовы взять что угодно от кого угодно, и им все равно, где поставить галочку.

Но, похоже, что на этих выборах аукциону невиданной предвыборной щедрости пришел конец.

“У нас очень долгое время были только законы о выборах, но с января 2020 часть этих законов сведена в Избирательный кодекс Украины, согласно которым на время предвыборной кампании, когда кандидаты начинают между собой конкурировать, волонтерская и благотворительная деятельности запрещаются и расцениваются как подкуп избирателей “, – рассказывает Светлана Кушнир, политолог и менеджер избирательных компаний.

“Теперь в нынешнем избирательном кодексе есть статья 57, пункт 6, согласно которому запрещается в момент агитации предоставлять избирателям денежные средства или товары, работу, услуги, ценные бумаги, лотереи.

Центральная избирательная комиссия сделала свои разъяснения и НАПК тоже решило выдать дополнительное предписание для того, чтобы у многих участников избирательного процесса прояснилось в голове.

Поскольку усилили отношение к статье 160: если раньше никого не привлекали к уголовной ответственности за это, то теперь четко дают от 2 до 5, а иногда и до 6 лет, с запретом на право заниматься определенными видами деятельности “, – говорит Светлана.

Вроде инициатива нашего правительства хорошая – уголовная ответственность за подкуп избирателей. Но с другой стороны, выборы – это шанс для обычного человека быть услышанным и получить помощь в решении проблемы в этот короткий период времени.

Избиратели всегда ждут, что им помогут: кто обивает приемные кандидатов в надежде собрать деньги на ремонт детского сада или больницы, другие – на дорогостоящее лечение ребенка. Если раньше они могли хоть на что-то надеяться, то теперь они точно никакой помощи не получат.

А в период между выборами получить помощь от партии – очень большая удача, ведь благотворительность в тот период, когда в нашей стране нет выборов, позволить себе могут или очень богатые партии с широкой сетью представительств на местах, или “долгожители” в украинской политике.

Более того, Светлана Кушнир объясняет: “Правильно контактировать психологически с людьми и настраивать на то, чтобы они проголосовали именно за этого кандидата, взяв у него какой-то пакетик, еще надо уметь.

Несмотря на то, что об этой технологии знает большое количество специалистов в Украине, правильно ее применяют не все из них. Поэтому люди, которые “раздают гречку”, очень часто уверены в том, что они уже победили. На самом деле нет, потому что должна быть проведена работа с участием психологов, тренеров и контактных лиц, организующих мини группы и в этих мини группах не дают людям забыть о благодетеле”.

То есть сказать однозначно, что “запрет на благотворительность” – это правильное решение, мы не можем. Но проезжая Киевом, я часто считаю количество предвыборных бордов и понимаю, что бюджет, который пошел бы на благотворительную помощь избирателям, сейчас тратится на рекламу.

Андрей Доценко, для УП https://www.pravda.com.ua/rus/columns/2020/10/2/7268610/